БС

Тунис коротко.
 

Лирическое отступление о языке межнационального общения.

На каком языке общались? Сказать сложно. Действительно, сложно. При том, что, на удивление, особых проблем в общении ни разу не возникло.

Говорят тунисцы на тунисском диалекте арабского, поголовно учат в школах французский. (Ну и что, у нас в школах тоже поголовно иностранный язык учат, видели как где-нибудь в провинции иностранец на английском дорогу пытается спросить? И что и как ему отвечают. Вот именно.)

В местах скопления туристов, общающиеся с ними местные жители до некоторой степени владеют немецким и итальянским. Английским хуже. Торговцы, в большинстве своем, знают несколько русских слов, типа: "пасматри недорога", "нахаляву" и тому подобное, но заметно учатся. Услышав новое слово, переспрашивают и начинают повторять, запоминать. Так официант в ресторане гордился недавно выученным словом "ложка". Пару раз попадались молодые продавцы в магазинах с которыми можно было говорить по русски вполне вразумительно. Опознают русских туристов издали, ошибаются редко.

Самым забавным было общение, именно, с официантом в ресторане. Тот без малейшего сомнения бойко говорил на арабском с вкраплением французских и английских слов. В ответ получал тирады на русском. И при этом обо всем умудрялись договориться.

Прочее общение заключалось в вольном применении ключевых слов. Торговля с таксистами - место назначения и дальше числа, числа. Торговля на рынке - тыкнуть пальцем в понравившийся товар, дальше, во избежании путаницы, лучше писать числа на бумажке. Торговаться обязательно, об этом отдельный разговор. Попытка сказать законченную фразу обычно вызывает в собеседние некоторую оторопь до полного непонимая, мол, не мудри, пальцем покажи и одним понятным словом объясни.

Впрочем, нужно отдать должное, гиды-сопровождающие владели русским языком, практически, идеально. Легкий акцент только добавлял крупинку экзотичности.

Особенности местного деньгопотребления. Транспорт.

Такси, так как другим местным транспортом ездить не пришлось. Желтенькие такие. Чисто желтые. Если вдоль борта цветная полоса - это маршрутки, хоть и легковыушки, совем другой транспорт. Ездят как и наши, только полностью наполненные.

Итак, вернемся к такси. У них есть счетчики. Теоретически. Практически, видел чтобы их включали всего несколько раз, обычно, вечером. К цене поездки они особого отношения не имели. То есть, все как у людей, останавливаешь машину, говоришь куда ехать, договариваешься о цене. Дабы не переплатить, стоит примерно представлять цены. Короткие расстояния, понятное дело, дороже. Официально существует ночной тариф, дороже на 40%. Реально, как договориться.

Из нашего отеля "Мархаба", стоящего, примерно, в двух километрах от центра Сусса и, соответственно, в восьми от туристического Эль Кантауи (между ними по побережью около 10 километров), до Сусса везли не меньше чем за 3 динара, обратно за 2 (на главной площади таксисты сговорчивее), до Эль Кантауи туда 3, обратно 4, что с хорошей точностью соответствовало счетчику. Почему обратно дороже? Быстро поймать пустую машину можно только в противоположном направлении, а до ближайшего разворота не близко. Таксисты совершенно нормально реагируют, когда в машину набивается четыре человека и не пытаются поднять цену. Более того, местное население исключительно так и ездит.

Вечером в Эль Кантауи на стоянке такси скапливалось немыслимое количество пустых машин, которые наотрез отказывались везти меньше, чем за 7-8 динар. Проблема решалась ловлей такси на дороге, в десяти метрах от стоянки.

Для сравнения. Из Сусса в Эль Кантауи ходит туристический паровозик по 3.5 динара с носа, вне зависимости от расстояния. Конный экипаж на четверых, нарядно украшенный веночками из искусственных цветов, предлагали за десятку. Еще ходят рейсовые автобусы, с маршрутами, исключительно, на арабском, пути и время их прохождения так и остались загадкой. Так что, такси оказываются самым дешевым из доступных видов транспорта.

Восточный базар.

Рекламные проспекты все как один расписывают прелести восточного базара. "Уникальный неповторимый дух, колорит" и тому подобное. Что тут можно сказать. Кто был хотя бы на одном отечественном вещевом рынке, того не удивить. Это не "Черкизовский" и даже не "Лужники", Так, несколько десятков торговых точек, распределенных по узким улочкам старой центральной части города, называемой Мединой. Чистенько, опрятненько, товар частично выложен на лотки на улице, основной своей частью пребывает в глубине магазинов. Продают больше сувениры.

Продавцы не навязчивее, чем на любом другом вещевом рынке. Если просто идти мимо, можно вовсе не обращать на них внимания.

Торгуются. Не все. Некоторым лень. Абсолютно непредсказуемо. Цена от первоначальной может упасть и два раза и в пять. Может не упать вовсе, а продавец с гордым видом "не больно то и хотелось" удалится вглубь магазина. Соответственно, совершенно бесполено прицениваться, никакой полезной информации не получить. Чтобы заранее узнать цены, надо не полениться зайти в государственный магазин сувениров. Достаточно дорогой, с фиксированными ценами. Дороже, чем там платить на рынке, естественно, не имеет никакого смысла. В глубине самой Медины, впрочем, обнаружился весьма примечательный магазин, более напоминающий небольшой музей, где фиксированные цены были ниже государственных раза в два.

Отдельно стоит овощной рынок. Рынок как рынок, людный и тесный. Здесь почти не торгуются, но цены и так низкие, гораздо меньше, чем в городе.

 
© 1999-2004, Павел aka P1at0
 
liveinternet.ru: показано число посетителей за сегодня
Сайт управляется системой uCoz